Несмотря на свою короткую историю, эсспорт становится всемирным явлением, охватывающим огромное количество геймеров и любителей игр. То, что раньше считалось хобби, теперь стало настоящей работой с очень высокими зарплатами.
Популярность эсспорта побудила ассоциации, команды и геймеров выдвинуть требования о включении его в число олимпийских дисциплин. В этой статье я проанализирую ситуацию между эсспортом и Олимпийскими играми : действительно ли они могут стать частью олимпийских дисциплин?
Эспорт
и Олимпиада: возможно уже в 2024 году?
В мире видеоигр уже некоторое время ведутся разговоры о включении эспорта в Олимпийские игры. Вопрос о включении профессиональных соревнований по видеоиграм как вида спорта в программу Олимпийских игр уже обсуждался для Токио-2020, но был отклонен. Следующие запланированные Олимпийские игры пройдут в Париже в 2024 году и, к сожалению, не будут включать эспорт в соревнования.
Олимпийский комитет Франции совместно с Международным олимпийским комитетом решили отложить введение эспорта на Олимпийских играх, назвав это предложение «преждевременным». Мечта многих профессиональных геймеров об участии в Олимпийских играх может осуществиться на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 2028 году
.
Решение признать эсспорт Олимпийскими играми гораздо более проблематично, чем кажется. Существует несколько вопросов, на которые нет ответов, например, почему следует включить эспорт и каковы должны быть критерии выбора типа видеоигры.
Хотя эсспорт может приблизить молодых людей к миру Олимпийских игр и предложить глобальную демонстрацию нишевых видов спорта, его включение повлечет за собой некоторые логистические трудности, а также поставит под сомнение сам смысл Олимпийских игр.
Например, во многих странах фигура про-игрока все еще не признается как настоящий спортсмен, которому будет трудно получить визу для участия в Олимпийских играх за рубежом. В основе сдержанности МОК (Международного олимпийского комитета) лежат некоторые этические вопросы, связанные с характером некоторых видеоигр, таких как военные игры. По мнению комитета, они будут противоречить олимпийскому духу, который должен способствовать миру между народами.
Недавно президент Франции Эммануэль Макрон
также высказал свое мнение об участии эспорта в Олимпийских играх 2024 года в Париже: «Я не хочу забывать об эспорте, еще одной области французского мастерства с такими командами, как Team Vitality или Karmine Crop. У нас есть историческая возможность: Олимпийские игры 2024 года. Именно мы должны установить связь между Олимпийскими играми обоих миров, представив крупнейшие в мире события в области эсспорта». Президент Франции также сказал, что хочет продвигать игровую культуру во Франции, назвав страну «страной для видеоигр».
Шаги вперед в
прошломИстория esports начинается в 1980-х годах, но популярность индустрии резко возросла в последнее десятилетие
.
Гонка за то, чтобы эсспорт стал олимпийской дисциплиной, началась в декабре 2014 года, когда Роб Пардо, один из создателей World of Warcraft, выдвинул предложение сделать киберспорт олимпийской дисциплиной. Инициатива Пардо основана на физических нагрузках, которые требуются профессиональным киберспортсменам, а также на растущем числе участников и зрителей соревнований.
Согласно отчету, составленному компанией Deloitte Global, в 2015 году доход от индустрии esports во всем мире составил 400 миллионов долларов.
Если
компании удвоят свои инвестиции в этот сектор, то в 2020 году оборот достигнет $1,5 млрд.
Возможные
перспективы на
будущееНесмотря
на
то, что
голосование МОК «нет» внесло неопределенность в будущее эсспорта как олимпийского вида спорта, Международный олимпийский комитет работает над поощрением участия в спорте и продвижением олимпийских ценностей также и в мире эсспорта. Фактически, комитет продвигаетОлимпийскую виртуальную серию— первое эспортивное мероприятие, получившее лицензию МОК. Мероприятие было разработано совместно с пятью международными спортивными федерациями и некоторыми производителями видеоигр с целью «поощрения развития виртуального спорта и дальнейшего взаимодействия с сообществом видеоигр».
Тема «ценностей» является центральной в дебатах вокруг эсспорта как олимпийских дисциплин. В рамках первого мероприятия Olympic Virtual Series основное внимание было уделено исключительно спортивным видеоиграм. Олимпийская виртуальная серия будет включать соревнования по бейсболу, велоспорту, гребле, парусному спорту и автоспорту, где симуляции будут проходить на, вероятно, самой известной из участвующих игр, а именно Gran Turismo. Президент МОК Томас Бах
сказал: «Олимпийская виртуальная серия — это новый и уникальный цифровой олимпийский опыт, направленный на расширение прямого взаимодействия с новой аудиторией в виртуальных видах спорта.
МОК ожидает интерес федераций футбола, баскетбола и тенниса к будущим соревнованиям. Мир esports с его миллионами поклонников следит за более популярными соревнованиями и играми, такими как League of Legends, Dota 2, Rocket League или Street Fighter V, чем за спортивными играми. В этих видеоиграх происходят сражения и перестрелки, что на данный момент не позволяет эспорту попасть на Олимпийские игры. Согласно заявлению МОК, играм, в которых «прославляется или принимается насилие«, не будет места.
Это заявление вызвало недовольство в игровом мире, а также противоречиво, учитывая наличие на Олимпийских играх дисциплин с использованием оружия, таких как рапира или стрельба из лука, а также борьба, бокс и боевые искусства.
Президент МОК разъяснил причину организации Олимпийской виртуальной серии: «Это мероприятие соответствует Олимпийской повестке 2020+5 и цифровой стратегии Комитета, которая поощряет участие в спорте и пропагандирует олимпийские ценности
, уделяя особое внимание молодежи.
Хорошо продуманный выбор, учитывая, что, согласно анализу зрителей на Олимпийских играх 2016 года в Рио, треть аудитории 18-34 была потеряна.
ВыводыПопулярность и оборот сектора esports могут сделать их олимпийским видом спорта в ближайшие
годы.
Однако на данный момент эта мечта отложена до Олимпиады 2028 года в Лос-Анджелесе. МОК выступил против включения профессиональных соревнований по видеоиграм в программу Олимпийских игр 2024 года в Париже. Среди проблем, связанных с отказом, по-прежнему остаются отсутствие четко определенных правил, определяющих профессиональных игроков как спортсменов, и некоторые этические вопросы о насилии в некоторых видеоиграх.