Вы, вероятно, много слышали о green wash и pink wash — выражениях, обозначающих соответственно «фасадный» экологизм и феминизм, эксплуатируемые учреждениями, организациями и особенно брендами исключительно в маркетинговых целях. В связи с этими явлениями недавно родился еще один неологизм: социальная стирка. И в этом случае принцип остается прежним: создать у общественности и инвесторов искаженное представление о вашей компании, на этот раз по вопросам, связанным с социальными проблемами, с целью получения экономической прибыли.

В этой статье я расскажу все, что вам нужно знать о социальной стирке, надеясь, что это поможет вам распознать ее и остерегаться.

Индекс

Что это такое

Выражение «социальная стирка» — это сочетание двух слов: social , что означает «социальный», и washing, что означает побелку стен. На практике это внимание к вопросам социальной ответственности не реально, а только «на виду», поэтому оно не ощущается и не подкрепляется конкретными действиями.

Такая практика служит для улучшения репутации компаний, которые ее используют, как в глазах конечных потребителей, так и инвесторов, в результате чего у первых появляется стимул тратить больше, а у вторых — предоставлять более щедрое финансирование.

Как это работает

Подобно «зеленой стирке» и «розовой стирке», социальная стирка также происходит в основном через коммуникацию, которую учреждения, организации и компании осуществляют с внешним миром, через рекламные кампании, интервью, социальные каналы и многое другое. Во всех этих ситуациях существует тенденция создавать ложный или не совсем правдивый образ собственного общества (или общества, которое человек просто представляет), заставляя людей поверить, что оно внимательно относится к определенным проблемам, а также конкретно и ощутимо привержено их решению.

Но что это за социальные проблемы, о которых говорят, когда говорят о социальной стирке? В основном речь идет об отношении к человеческому капиталу, или, говоря простым языком, о том, как компании относятся к своим сотрудникам. В частности, слишком часто отсутствует прозрачность в отношении минимальной заработной платы, гарантированной работникам, которая не всегда является адекватной. Более того, во время пандемии многие компании по понятным причинам были — и остаются — вынуждены сокращать зарплаты, но они часто скрывают тот факт, что эти сокращения не затрагивают высшее руководство, то есть только «нижние уровни».

Помимо экономического вопроса, существует тенденция делать социальную стирку на праздники, болезни и доступ к медицинскому обслуживанию (особенно в США). Неудивительно, что, хотя это и не недавнее явление, социальная стирка стала горячей темой из-за COVID-19. На самом деле, люди начали серьезно присматриваться к тому, как компании относятся к своим сотрудникам, в такое сложное время в истории, как то, которое мы переживаем.

Как распознать

Для того чтобы распознать любую тактику социальной стирки, применяемую брендом, необходимо оценить, соответствует ли то, что он продвигает, тому , что он делает на самом деле, и можно ли каким-либо образом отследить и проверить то, что он заявляет.

Для начала я советую зайти на сайт компании, о которой идет речь, и вообще провести углубленное исследование в Интернете, чтобы найти надежные статьи, данные и другую информацию, которая поможет вам понять, «как она себя ведет» (немного похоже на попытку распознать фальшивые новости). Некоторые компании (особенно крупные и структурированные) даже имеют политику прожиточного минимума, которая является публичной и доступной для всех. Примером может служить группа Inditex, к которой принадлежит, в качестве известного примера, сеть магазинов Zara.

В любом случае, если ваш анализ показывает изображение, которое полностью отличается от рекламируемого, то очень вероятно, что компания практикует социальную стирку. В качестве дополнительной проверки можно определить, занимается ли бренд социальным мытьем, проанализировав то, как он общается на телевидении, в газетах и социальных сетях. Например, если генеральный директор компании говорит о будущих целях и достижениях в расплывчатой форме, не подкрепляя их данными, или если он хвастается, что компания достигла определенных стандартов, но не имеет официальной сертификации, подтверждающей это.

Негативные последствия

Основная проблема социального промывания заключается в том, что оно вводит в заблуждение людей, которые действительно интересуются социальными вопросами, и заставляет их вести себя и потреблять то, что не соответствует их убеждениям.

Что бы вы почувствовали, если бы узнали, что бренд, которому вы доверяете и у которого покупаете товар, на самом деле не предлагает своим работникам минимальную заработную плату, необходимую для достойной жизни? Социальная промывка — это манипуляция социальными проблемами ради прибыли, от которой можно защититься, только информируя себя и становясь все более осведомленными об окружающем нас мире.