Научиться быстро и эффективно запоминать — необходимый шаг в школьной, университетской и профессиональной жизни. Некоторые люди, безусловно, находятся в благоприятном положении, а другие, проще говоря, оказываются в условиях, когда их природных навыков на самом деле достаточно для того, чтобы преодолеть большинство испытаний, которые представляются самим собой. В противном случае, и особенно в тех случаях, когда необходимо получить значительные объемы данных, целесообразно разработать некоторые практические стратегии для успешного преодоления этого препятствия.
Фактически, память может быть направлена и использована для адаптации к нашим жизненным условиям и потребностям. Если бы мы хотели провести сравнение, мы могли бы описать его как мышцу: точно так же, как можно ходить в тренажерный зал, чтобы повысить нашу физическую выносливость, так же можно улучшить нашу способность хранить и управлять сохраненными данными. Для этого нужно всего лишь использовать несколько хорошо зарекомендовавших себя методик, легкодоступных, которые — с небольшим количеством здоровых усилий — дадут свой результат. Я покажу их вам в этом руководстве, и вы сможете использовать их по отдельности или в сочетании с уже предложенными мной методами быстрого обучения. Мы также совершим небольшое теоретическое путешествие, чтобы открыть для себя наш разум и попытаться понять, какие методы более эффективны, чем другие, при запоминании определенных типов данных. Хочу отметить, однако, что я не психолог и не эксперт в области ума: мои советы носят исключительно иллюстративный характер и основаны на моих личных тренировках и опыте. Это зависит от вас, чтобы адаптировать их, время от времени, к вашим потребностям.
Индекс
- Что такое память и как она работает
- Типы памяти
- Какой смысл привыкать к запоминанию вещей.
- Факторы, влияющие на память
- Методы запоминания и быстрого обучения
- Как запоминать в зависимости от обстоятельств
- Заключительные соображения
Что такое память и как она работает
Память — это типичная деятельность мозга, и как таковая тесно связана с его физиологией. Как и многие функции мозга, его изучение невозможно сводить к чисто анатомическому исследованию, поскольку мозг — таинственный и сложный орган, содержащий не только впечатляющее количество функций, но и многочисленные возможности адаптации к внешним событиям (травма, болезнь, пороки развития), которые позволяют в некоторых случаях находить немыслимые равновесия.
Следовательно, память часто изучалась косвенно, начиная с ее аномалий, и — упрощая многое — был сделан вывод, что решающую роль в ее формировании играет часть мозга, называемая гиппокампом (да, она имеет то же название, что и морские коньки, потому что анатом, открывший ее в XVI веке, Джулио Чезаре Аранци заметил сходство в ее форме и был настолько поражен ею, что использовал одно и то же название). Однако, к сожалению, мы не знаем точно, как работает весь механизм: возможно, гиппокамп (и другие части мозга, такие как таламус) взаимодействуют друг с другом на стадиях хранения памяти, чтобы стимулировать создание новых связей (синапсов) между клетками мозга, рассеянными по всему мозгу, где информация будет физически храниться. Отсюда вы понимаете, почему запоминание так сложно: практически, когда вы идете за новой информацией, вы перестраиваете свой мозг, а это требует значительных усилий и с биологической точки зрения.
Типы памяти
Ученым также удалось выявить различные типы памяти, которые, в свою очередь, кажутся связанными с различными областями мозга: например, было показано, что процедурная память (та, которая позволяет приносить пищу в рот, не задумываясь о необходимости, или та, которая позволяет играть на инструменте) более стабильна, чем семантическая память (связанная с памятью о звуках и словах) и эпизодическая память (связанная с памятью о событиях), потому что люди с проблемами памяти, вызванными возрастом или болезнью, кажется, теряют процессуальные навыки только в конце, в то время как они сначала забывают о близких событиях.
Как вы, наверное, догадались, поэтому биологическая реальность памяти настолько сложна, что не может быть реальной помощи в создании стратегии запоминания, несмотря на то, что сегодня многие гуру исследования претендуют на то, чтобы предлагать «научные» курсы по этой теме.
На самом деле все мы разные, и у нас — по генетическим или физическим причинам — различная склонность к той или иной форме запоминания, связанная именно с различными областями мозга. По этой причине существуют и пограничные случаи, почти чудовищные: подумайте о людях с «эйдетической или фотографической памятью«, способных мгновенно запомнить визуальный или звуковой стимул, или о редких случаях гипертимезии, физического состояния, при котором субъект запоминает точно каждое мгновение своей жизни, включая время, когда он чистил зубы десять лет назад, цвет зубной щетки и музыку, доносящуюся с радиоприемника!
Что хорошего в том, чтобы привыкнуть запоминать вещи.
Заучивание наизусть важно для эффективного управления своей жизнью, учебой и межличностными отношениями.
Ограничения, в конечном счете налагаемые природой, не являются алиби: любой человек может работать над совершенствованием своих навыков, даже преодолевая — с помощью некоторой стратегии — внешние препятствия, которые не зависят от нашей воли.
Факторы, влияющие на память
Как и все функции нашего организма, на память могут влиять состояния дискомфорта или болезни, как физические, так и психические; возраст, конечно, может также влиять на память, даже при отсутствии состояния слабоумия или других патологий, где мнемонические упражнения играют фундаментальную роль в ограничении повреждений.
Во многих случаях, однако, у людей любого возраста и социального положения трудности с памятью вызваны психофизическим стрессом, а также тревогой или депрессией: если Вы заметили связь между психофизическим состоянием и качеством Вашей памяти, обратитесь с уверенностью к Вашему лечащему врачу, который сможет выявить проблему — даже с помощью специалиста, при необходимости, — и направить Вас на оптимальную терапию. Избегайте без «иф» и «но», очень в моде, особенно в прошлом, принимая «чудо» лекарства, кофеин и другие вещества: совершенно нормально сталкиваться с моментами в жизни с пониженной производительностью даже на мнемоническом уровне, и решение преодолеть их — никогда не заменять врача, не имея необходимых навыков.
Методы запоминания и быстрого обучения
Как я уже говорил, создать универсальную стратегию запоминания довольно сложно, потому что на карту поставлено очень много переменных. В Интернете и на курсах (часто очень дорогих) обычно можно найти синтез традиционных методик, из которых, на самом деле, возможно, что большинство людей могут получить единичные полезные советы для своей конкретной ситуации. Не вдаваясь в малейшие споры с теми, кто занимается этим видом деятельности, все же довольно неуместно взимать большие суммы денег за техники, которые были известны на протяжении веков. Самые старые методы, однако, являются самыми простыми и эффективными и, как правило, основаны на сочетании пространственной и зрительной памяти, двух измерений, легко доступных для всех здоровых испытуемых.
Самый известный древний метод, из которого извлекают другие, называется Симонид, по имени греческого поэта VI века до н.э., который первым воспользовался им: он был приглашен на обед царем Скопом, в Фессалию, и покинул дворец незадолго до того, как он рухнул из-за землетрясения; ну, Симонид смог идентифицировать имена всех присутствовавших, позволив восстановиться после обломков, просто используя комбинацию пространственных данных (точка, в которой они были размещены во время банкета) и визуальных данных (их лицо).
Римляне, которые придавали большое значение публичному провозглашению политических и судебных орации, расширили этот метод, изобретя так называемую «технику локусов«, описанную в ораторском пособии под названием «Rhetorica ad Erennio» и ложно приписываемую Цицерону. Этот метод используется многими специалистами по мнемонике, и он работает именно потому, что использует несколько различных типов памяти, пространственной, визуальной и даже эпизодической.
Я приведу вам небольшой пример. Представьте, что нужно запомнить этот список слов, развязанных вместе:
- Кэт;
- Печатная машинка;
- Бэзер;
- Голубой цвет;
- Глушитель.
В соответствии с традиционным применением техники локусов, первым шагом является выбор среды, которую вы знаете или можете восстановить, например, ваш дом или маршрут, по которому вы ходите каждый день.
Теперь определите части, фрагменты маршрута: например, вход, коридор, первая комната, вторая комната и т.д.; очевидно, если вы выбрали улицу, вы можете обратиться к перекресткам, зданиям со значительным внешним видом, деревьям или автобусным остановкам.
В этой точке поставить в каждой точке — в каждом локусе, использовать латинское выражение — один из пунктов списка. Например, представьте, что вы встречаете кошку у входа, затем проходите в коридор и находите пишущую машинку на полу, и опять дама загорает на кухне, как будто она на берегу моря (купается). Не удивляйтесь делать абсурдные или даже шокирующие комбинации, потому что наш мозг склонен запоминать самые странные и впечатляющие образы, потому что они полны эмоций. Можно также совместить несколько картинок, всегда создавая парадоксальные картинки: кошка может набирать на клавиатуре в подъезде, у купальщика в коридоре может быть скатерть голубого цвета, а перед входом на кухню можно споткнуться о глушитель.
Хотите верьте, хотите нет, но это один из классических методов, с помощью которого вы «учитесь запоминать», тот, который в своих тысячах вариаций продается по высокой цене как специальный метод многими экспертами или самовыражается как таковой. Понятно, что он должен быть адаптирован к конкретным случаям отдельных дисциплин, используя также преимущества абстракции (особенно если данные частично числовые), и уделяя большое внимание синтезу запоминающихся данных; я уже давал вам некоторые советы по этому вопросу в руководстве о том, как создать эффективное изложение предмета или темы.
Как хранить в соответствии с обстоятельствами
Давайте посмотрим сейчас несколько быстрых советов по запоминанию единичной информации; как я уже говорил вам, нет никакого «идеального» метода, поэтому мои наблюдения будут анекдотическими, и будут основаны на моем личном опыте. Попробуйте и не сдавайтесь: вы тоже найдете правильный способ запомнить то, что вам нужно.
Иностранный язык
Лучший способ выучить язык — это приобрести его автоматизм. Когда Вы говорите по-итальянски, Вы не думаете о грамматических правилах, потому что Вы приобрели их естественным путем, просто говоря на них. Все другие системы (например, те, которые основаны на ассимиляции грамматических правил) имеют свои пределы, и на самом деле они не используются основными языковыми школами во всем мире, где разговор играет важную роль.
Поэтому мой совет — стремиться мысленно использовать иностранный язык, чтобы стабилизировать использование его конструкций, не полагаясь слишком сильно на простое повторение мнемонических формул.
Глаголы и слова
С помощью естественного обучения можно выучить словесные формы и слова, но, несмотря на то, что это наиболее стабильный метод, он также является самым медленным. Чтобы «сделать это первым», единственным решением является прогрессивное повторение, выявление последовательностей звуков, которые помогают запоминать.
Этот тип вербальной памяти, в конце концов, тот же, на котором строится поэзия, с ее ритмическими ячейками и рифмами.
База данных
Для хранения несвязанных данных, я лично рекомендую технику локусов, в зависимости от необходимости. Будьте креативны: если нужно запомнить имена древних полководцев, например, не стыдитесь присвоить им футболки футбольной команды, или зверски ассоциировать их с персонажами из кино и шоу-бизнеса, чтобы запомнить их черты характера и значимые поступки.
Последовательности чисел и таблицы
Память, необходимая для запоминания чисел, носит семантический характер, поэтому в среднем человеке не должно быть существенной разницы между запоминанием числа 23 и слова двадцать три. На самом деле все сложнее, и из опыта довольно часто люди склонны запоминать визуальную форму числа, т.е. символ «2» и символ «3», а не соответствующее им слово.
Поэтому мой совет — диверсифицировать свои стратегии: если Вы считаете, что лучше запоминаете слова, как я уже предлагал, постарайтесь «использовать» повторяемость звуков; наоборот, если у Вас хорошая зрительная память, постарайтесь совместить ее с первой, чтобы визуализировать, в то же время, количество или часть ее.
Заключительные соображения
Память — это только часть исследования, и, как это ни парадоксально, она приходит последней: без хорошей мотивации и общей психофизической безмятежности невозможно достичь замечательных результатов, поэтому, прежде чем ожидать больших результатов в плане запоминания, убедитесь в том, что вы решили все подобные трудности. Например, попробуйте справиться с беспокойством или контролировать стресс.
Наш ум, на самом деле, имеет и силу дать нам большие результаты и большие проблемы, и только от нас зависит, чтобы доминировать в нем так, чтобы он помог нам в достижении наших целей.